Как открыли Евро-2024. Репортаж Onlíner из Германии
Началось! В Германии стартовал 17-й чемпионат Европы по футболу
Началось! В Германии стартовал 17-й чемпионат Европы по футболу. За титул поспорят 24 сборные, а матчи пройдут в 10 немецких городах. Onlíner не остался в стороне от главного футбольного события лета и вместе с Betera отправил на Евро-2024 двух журналистов — Тараса Щирого и Максима Малиновского. На протяжении нескольких недель они будут рассказывать про атмосферу чемпионата, пообщаются с яркими фанатами и узнают, чем кормят болельщиков в фан-зонах. А начинаем с репортажа из Мюнхена, где поздним вечером в пятницу турнир открыли сборные Германии и Шотландии.
«Будет неплохо, если завершим матч ничьей»
Мы выходим из метро на станции «Мариенплац» и сразу врезаемся в огромную толпу шотландских болельщиков. Пока одни отдыхают на лавочках или общаются с друзьями, другие целыми ящиками тащат на площадь пиво. «No Scotland! No party!» («Нет Шотландии! Нет вечеринки!»), — орет бородач. Ему тут же хором подпевают с десяток фанатов. И, кажется, они правы на все 100%. На главной площади города мы практически не увидели немцев, и на мгновение показалось, что хозяева этого развеселого праздника — не парни с надписью Deutschland на майках, а дерзкие мужики в клетчатых килтах и синих футболках.
Шотландские болельщики, прозванные Тартановой армией, начали прилетать в Мюнхен загодя и буквально сразу стали попадать в сводки новостей. В Великобритании обсуждают историю Алекса Швейцера-Томпсона, который в память об отце приехал на чемпионат Европы на велосипеде. Или поступок Иэна Мейкледжона: в Шотландии еще не закончился учебный год, но он забрал сына на футбол в Германию. В пояснительной записке мужчина указал, что ребенка ожидает образовательная поездка в Германию.
Казалось бы, ничего удивительного, но в шотландских школах запрещено пропускать уроки без уважительных причин, и Иэн может нарваться на солидный штраф.
Фанаты на Мариенплац хоть и шумят, но делают это как-то безобидно, без обоюдных оскорблений. Они ни с кем не ругаются и ради эффектного фото даже готовы на время обменяться головными уборами с местными полицейскими.
— Здесь прекрасная и уникальная атмосфера. Отдельное спасибо за гостеприимство хозяевам. Они добры к нам, — говорит Скотт, приехавший в Германию вместе с близкими. — Как мы сыграем с Германией? Будет неплохо, если матч закончится ничьей, но я, конечно, буду очень рад победе.
Только я отошел от Скотта, как увидел чересчур активного мужичка, обнявшего нашего фотографа Максима. Как оказалось, 26 лет назад он прилетал в Минск на матч белорусов и шотландцев (тогда наши проиграли — 0:1) и неплохо помнит тут поездку.
— В 1998-м я еще был очень молод, а сейчас здесь вместе с женой Карэн и тремя взрослыми сыновьями: Адамом, Робби и Джеком, — говорит шотландец. — Мы планируем посетить все три матча с участием нашей сборной. А Беларусь прекрасна. Я достаточно хорошо провел время в вашей стране и помню, что у вас было очень дешевое пиво... Слушай, а тебе говорили, что ты похож на Коннора Макгрегора?
— Говорили, — признаюсь я.
Услышав мой ответ, фанат еще немного подержал меня в объятиях и пошел веселиться к своей семье.
Чуть ли не каждый болельщик одет в национальный костюм. Вместо штанов, как несложно догадаться, юбка-килт. На поясе прикреплен спорран — поясная сумка, в которой хранятся деньги и прочая мелочовка, а голову украшает похожая на пилотку шерстяная шапка гленгарри — с перьями на боку и ленточкой сзади. Шотландцы нередко украшают эти головные уборы памятными значками с матчей сборной, которые они посетили.
— Наш костюм — наша гордость. Практически все шотландцы [время от времени] должны носить национальную одежду, — объясняет Рой из Глазго. — У меня пять килтов. Один, к примеру, для отдыха, другой — для свадьбы. Килт, который сейчас на мне, представляет мою семью Маккартур.
Мы проходим еще 30 метров и встречаем первого волынщика. Собрав вокруг себя зрителей, он ловко играет шотландские мелодии и ловит на себе улыбки прохожих. После выступления к волынщику сразу побежали фотографироваться болельщики. Один из них попытался разобраться, кто же сегодня будет сильнее, и шотландец его осек: «Этим вечером мы вас побьем!»
Как удалось узнать, мужчину зовут Мартин, он работает пожарным, а игра на волынке — его хобби. По словам болельщика, он берет ее с собой на гостевые игры сборной. В том памятном 1998-м он тоже прилетал на футбол в Минск.
— В Беларуси красивые места, — считает пожарный. — А женщины у вас просто прекрасные. Я бы даже сказал, что они самые красивые из тех, кого я когда-либо видел.
— А как же шотландки?
— Они не так хороши.
— Так может, вы хотите себе жену-белоруску?
— У меня в Шотландии уже есть жена, и она тоже прекрасна.
Попрощавшись с Мартином, я увидел парня в майке сборной Германии. Его зовут Дэвид, он приехал на футбол из города Росток, расположенного на севере Германии.
— Где все немецкие болельщики? Мне кажется, они просто собрались в другом месте — в Английском саду, откуда все и поедут на игру, — говорит Дэвид. — Я ничего против шотландцев не имею, и это прекрасно, что их команда попала на чемпионат Европы. Они создают хорошую атмосферу.
В Германии ожидают, что за время чемпионата страну должны посетить порядка 200 тысяч шотландских фанов.
Как нам рассказал один из собеседников, у многих из них даже нет билетов на матчи. Люди приехали хорошенько отдохнуть, а Евро для этого стал отличным поводом. Тем более шотландцы участвуют в этом турнире всего лишь третий раз за всю историю соревнований. Кто-то уже на следующий день улетит домой в Глазго, а кто-то отправится отдыхать дальше. Мы встретили компанию, которая из английского Халла приплыла на корабле в Роттердам, в Мюнхен приехала на автодоме, а дальше отправится в австрийский Зальцбург.
«Где немцы? Мы работой были заняты сегодня»
Еще немного побродив по Мариенплац, мы отправились в фан-зону. В Мюнхене ее открыли рядом с Олимпийским стадионом, где прежде играла местная «Бавария».
Приехав туда, мы увидели тысячи шотландцев. Одни уже сидели перед большущим экраном в ожидании долгожданного матча, другие играли в настольные игры и в футбол на лужайке, а третьи осаждали ларьки с напитками и колбасками. Очереди были гигантскими, и со стороны показалось, что точек с общепитом в фан-зоне не хватает.
Людей вокруг становилось все больше, и мы решили поехать дальше — посмотреть, как там дела перед матчем у «Альянц Арены». И тут случилось неожиданное: пересаживаясь на нужную линию метро, мы на час застряли на станции «Мюнхнер Фрайхайт». На станции столпилось столько народа, что сотрудники метро какое-то время даже не пускали пассажиров на платформу.
А когда пустили, пришлось пропустить порядка десяти поездов: все они были забиты болельщиками. Желающих влезть в электричку сотрудница метро отгоняла зычным «Назад!» Но те забавлялись дальше: провожали составы аплодисментами и отправляли воздушные поцелуи. В итоге метрополитен нашел выход из ситуации: отправил на нашу станцию пустой поезд и спас застрявших болельщиков.
Уже на подступах к «Альянц Арене» мы впервые увидели большие группы немецких болельщиков.
Многие шли целыми семьями и, в отличие от шотландцев, устроивших пати, вели себя сдержанно и спокойно. На фоне остальных выделялись ребята с табличками «Мне нужен билет». Дело в том, что УЕФА продал все билеты еще несколько месяцев назад. Купить их можно было разве что у перекупов, но цены достигали просто огромных сумм — от 800 евро и выше.
Практически у самого входа на стадион мы встретили Ральфа, приехавшего на футбол из Франкфурта-на-Майне.
— Я объясню, почему в центре города было не так много наших болельщиков, — говорит парень. — В Германии сегодня был рабочий день, и люди поехали на футбол лишь после того, как освободились на работе. Я — тоже. Как только закончил работать, сел в автомобиль и отправился на игру, проехав 400 километров. Что я думаю по поводу поведения шотландцев? Они известны этим. Да, они выпивают, но ведут себя дружелюбно и никаких проблем не доставляют.
«У этой команды нет никакого чертового плана на игру!»
Начало игры мы встретили в одном из биргарденов — в ресторане на открытом воздухе. У огромного экрана собралось несколько сотен немецких и пару десятков шотландских болельщиков. Обоюдоострой игры они не увидели. Силы были не равны: «Бундестим» просто уничтожила шотландскую сборную, трижды забив в первом тайме.
— Да у этой команды нет никакого чертового плана на игру! — не слыша моих вопросов, орет мне на ухо в перерыве шотландец Килан. — Он просто нулевой! Они не могут контролировать мяч! Это, конечно, не катастрофа, но я надеялся, что наши сегодня победят.
Во втором тайме Германия не остановилась и сделала сопернику очень больно — 5:1. Некоторые шотландские болельщики последних минут матча даже не видели. Они бродили по темным улочкам центра, собирали своих охмелевших друзей и из последних сил, уставшими голосами, вытягивали из себя приевшуюся за день строчку «No Scotland! No party!» Да, с футболом вышла осечка, но вот вечеринка в Мюнхене у них действительно удалась.
Несвижская ратуша
Tiseer 26.07.2024 19:57Несвижский замок
Lumaia 26.07.2024 19:55Бармен КАФЕ «НЕСВИЖ»
Светлана 03.03.2023 14:33